Аналои в православной церкви
Skip to Menu Skip to Content Skip to Footer

Show Search



Аналои в православной церкви

Церковные обряды помимо торжественности призваны вносить в богослужение определенный смысл. В каждом ритуале есть собственное глубинное значение, и каждый предмет играет собственную роль. Часто в церкви можно наблюдать такой предмет, как аналой, причем несколько его разновидностей.

Так бывает аналой с четырьмя ножками, раскладной, с матерчатым верхом. Он предназначен для расположения на нем книг, используемых при богослужении. Подобный аналой покрывается специальной тканью, по цвету схожим с одеждой для богослужений. Раньше такую ткань называли пеленой, и считалось, что ее могут использовать только священнослужители и некоторые категории чтецов, однако современная русская и греческая традиции отменили это правило.

Другой тип аналоя более массивен, и напоминает тумбу со скошенным верхом. Он применяется для того, чтобы возлагать на него определенные иконы, связанные с праздниками. К примеру подобные аналои в греческой традиции располагаются рядом с иконостасами и сверху над ними часто располагают кивории. Сейчас в России аналои подобного типа располагают в центре храма. Если же используется облегченный вариант (обтянутый тканью), то его используют не только для икон, но и для Евангелия и Креста.

Самый массивный аналой используют для певческих книг. А еще слева от святого престола стоит аналой на тонкой ноже, используемый для Служебника. При архиерейской службе он не используется, так как сам Чиновник держит вегда кто-о из числа иподиаконов.

С одной стороны аналои напоминают обычную подставку, но поскольку они связаны с церковью, то наделены несколько иным смыслом. Если рассмотреть, к примеру, центральный аналой, то на нем чаще всего располагается икона приуроченная к определенному празднику. Его принято размещать в центре храма — но это традиционный способ.

Многие священники считают, что аналой должен располагаться справа от царских врат. Это мнение основано на ряде исследований, которые опирались на очень древние источники. Дело в том, что аналой не крепится к полу, что уже говорит о том, что традиция нова. Изображения самых старых храмов тоже говорят о том, что ставить аналои в центре храма не соответствует традиции. Это допустимо, но только в особенных случаях. В остальном же они должны располагаться справа от царского престола.

Более того, для многих священников возникает вопрос в постоянном расположении в центре аналоя именно потому, что в определенных ритуалах это ведет к кощунству. Каждый ритуал, как указывалось выше, несет в себе определенное значение. По идее, нельзя поворачиваться спиной к аналою с торжественной иконой, и это было бы осуществимо, если бы он располагался в центре только лишь в особых случаях. Однако, поскольку аналой постоянно стоит в центре, то в некоторых ритуалах обращение к нему спиной неизбежно, и это влечет за собой кощунство.

Отсюда вывод — каждый ритуал в церкви возник в глубокой древности и должен транслироваться и в наше время. Возвращение к истокам — это в церковном случае приход к наиболее правильному соблюдению традиций.


Свежие записи:
Более ранние:

Вы здесь: Разное

Статистика