Приватизация как средство контроля и ревизии
Skip to Menu Skip to Content Skip to Footer

Show Search



Приватизация как средство контроля и ревизии

«Первоначально законодательство о приватизации не предусмат­ривало введение наличного платежного средства — ваучера. Пред­полагалось создать систему именных приватизационных счетов и вести операции с этими счетами. Но с самого начала стало ясно: для того, чтобы использовать такой путь, нужно будет или сфор­мировать еще одну, параллельную сберегательным кассам систе­му, или кардинально перестроить уже существующую, на что по­требуется немало времени и колоссальные деньги».

Еще не исчерпанная к этому времени инерция демократичес­кой революции в России создавала исторический шанс для при­нятия подготовленной в книгах по экономике. Что же касается контроля и ревизии, а именно логики ее создателей, их замысла, то он покоился, как сейчас представляет­ся, на нескольких положениях. Первое: стабилизация российской экономики в результате первого этапа реформ не состоялась и, более того, основные макроэкономические величины для ее осу­ществления выбиты из рук государства (контроль над денежной массой, общим уровнем цен, фондом заработной платы). Второе: в этих условиях единственным ресурсом стабилизации остается создание конкурентного поля экономической деятельности по­средством массовой приватизации под эгидой государства, пере­дающего собственность из своих рук в руки частных граждан. Третье: массовая приватизация — кратчайший путь к созданию рынка прав собственности, а следовательно, и к ее концентрации и выделению эффективных хозяев.

приватизация в экономике

Массовая (см. сайт) приватизация должна была, по замыслу реформато­ров, сделать необратимой рыночную трансформацию, дав новый толчок уже идущим реформам. К началу действия Программы приватизации, т.е. к середине 1992 г. приватизация в России уже совершалась весьма энергич­ными темпами, а ее подлинные масштабы были скрыты тем, что она проходила нелегально и полулегально, в форме акционирова­ния, построения концернов, полугосударственных (а фактически частных) банков, внедрения в государственную собственность арендных, кооперативных и «общественных» форм собствен­ности. Стояла задача замены такой «непрозрачной» приватиза­ции «прозрачной», т.е. видимой для глаз общественности, про­исходящей в рамках определенных правил. Но одновременно стояла задача выбора форсированного или же растянутого во времени варианта приватизации. То, что выбор был сделан в пользу форсированного варианта, можно объяснить лишь в книгах по экономике  уже отмеченными реалиями первого этапа реформ: торможением процессов либерализации, невозможностью достичь финансо­вой стабилизации макроэкономическими методами, непрозрач­ностью процессов перестройки и передела собственности в го­сударственном секторе. Все эти обстоятельства характеризуют тот фон, который послужил основанием для контроля и ревизии  решимости вывес­ти экономику России из тупика посредством проведения мас­совой приватизации под эгидой государственного механизма, созданного принятой в июле 1992 г. Государственной програм­мой приватизации.

Приватизация в России происходила одновременно со сход­ными процессами в ряде постсоциалистических стран. Но по своим масштабам и интенсивности она была уникальна. Привати­зации подверглась промышленность (в первую очередь, но не только она), которая еще в середине 1980-х годов (в границах СССР) занимала второе-третье места в мире по размерам основ­ных фондов, числу занятых и объему продукции, споря по этим показателям с Японией. Массовая приватизация продолжалась, приблизительно в течение четырех лет: с конца 1992 г. до конца 1996 г. После этого процесс приватизации в России перешел в другую, значительно более медленную фазу  контроля и ревизии. За четыре года 70% экономического потенциала страны перешло из государственной собственности в частную.

Приватизация с самого начала была задумана и сформулиро­вана как многоступенчатый процесс. На первом этапе этого про­цесса, который получил название ваучерной приватизации, со­вершались приватизация и акционирование той части государст­венной собственности, которая не относилась к числу так называ­емых естественных монополий и не входила в число стратегических производств, связанных в основном с военно-промышленным комплексом. Характерной чертой этого этапа была приватизация за ваучеры: каждый гражданин России по­лучил ваучер (приватизационный чек) номинальной стоимостью в 10 000 руб., который якобы соответствовал одной миллионной доле оценки всего имущества, поступившего в «общий котел» приватизации. Необходимо тут же отметить, что все эти расчеты носили крайне условный характер и никоим об­разом не ставили своей задачей отразить рыночную или какую-либо другую реальную оценку имущества в книгах по (см. сайт) экономике. Фактически на этом этапе предполагалось, что каждый из 150 млн. граждан России имеет формальное право на свою пропорциональную долю в тех фондах, которые предназначались для акционирования, т.е. фон­дах крупных предприятий, за вычетом той части, которая закреп­лялась за государством.

Вы здесь: Разное

Статистика