Приватизация как средство контроля и ревизии
«Первоначально законодательство о приватизации не предусматривало введение наличного платежного средства — ваучера. Предполагалось создать систему именных приватизационных счетов и вести операции с этими счетами. Но с самого начала стало ясно: для того, чтобы использовать такой путь, нужно будет или сформировать еще одну, параллельную сберегательным кассам систему, или кардинально перестроить уже существующую, на что потребуется немало времени и колоссальные деньги».
Еще не исчерпанная к этому времени инерция демократической революции в России создавала исторический шанс для принятия подготовленной в книгах по экономике. Что же касается контроля и ревизии, а именно логики ее создателей, их замысла, то он покоился, как сейчас представляется, на нескольких положениях. Первое: стабилизация российской экономики в результате первого этапа реформ не состоялась и, более того, основные макроэкономические величины для ее осуществления выбиты из рук государства (контроль над денежной массой, общим уровнем цен, фондом заработной платы). Второе: в этих условиях единственным ресурсом стабилизации остается создание конкурентного поля экономической деятельности посредством массовой приватизации под эгидой государства, передающего собственность из своих рук в руки частных граждан. Третье: массовая приватизация — кратчайший путь к созданию рынка прав собственности, а следовательно, и к ее концентрации и выделению эффективных хозяев.
Массовая (см. сайт) приватизация должна была, по замыслу реформаторов, сделать необратимой рыночную трансформацию, дав новый толчок уже идущим реформам. К началу действия Программы приватизации, т.е. к середине 1992 г. приватизация в России уже совершалась весьма энергичными темпами, а ее подлинные масштабы были скрыты тем, что она проходила нелегально и полулегально, в форме акционирования, построения концернов, полугосударственных (а фактически частных) банков, внедрения в государственную собственность арендных, кооперативных и «общественных» форм собственности. Стояла задача замены такой «непрозрачной» приватизации «прозрачной», т.е. видимой для глаз общественности, происходящей в рамках определенных правил. Но одновременно стояла задача выбора форсированного или же растянутого во времени варианта приватизации. То, что выбор был сделан в пользу форсированного варианта, можно объяснить лишь в книгах по экономике уже отмеченными реалиями первого этапа реформ: торможением процессов либерализации, невозможностью достичь финансовой стабилизации макроэкономическими методами, непрозрачностью процессов перестройки и передела собственности в государственном секторе. Все эти обстоятельства характеризуют тот фон, который послужил основанием для контроля и ревизии решимости вывести экономику России из тупика посредством проведения массовой приватизации под эгидой государственного механизма, созданного принятой в июле 1992 г. Государственной программой приватизации.
Приватизация в России происходила одновременно со сходными процессами в ряде постсоциалистических стран. Но по своим масштабам и интенсивности она была уникальна. Приватизации подверглась промышленность (в первую очередь, но не только она), которая еще в середине 1980-х годов (в границах СССР) занимала второе-третье места в мире по размерам основных фондов, числу занятых и объему продукции, споря по этим показателям с Японией. Массовая приватизация продолжалась, приблизительно в течение четырех лет: с конца 1992 г. до конца 1996 г. После этого процесс приватизации в России перешел в другую, значительно более медленную фазу контроля и ревизии. За четыре года 70% экономического потенциала страны перешло из государственной собственности в частную.
Приватизация с самого начала была задумана и сформулирована как многоступенчатый процесс. На первом этапе этого процесса, который получил название ваучерной приватизации, совершались приватизация и акционирование той части государственной собственности, которая не относилась к числу так называемых естественных монополий и не входила в число стратегических производств, связанных в основном с военно-промышленным комплексом. Характерной чертой этого этапа была приватизация за ваучеры: каждый гражданин России получил ваучер (приватизационный чек) номинальной стоимостью в 10 000 руб., который якобы соответствовал одной миллионной доле оценки всего имущества, поступившего в «общий котел» приватизации. Необходимо тут же отметить, что все эти расчеты носили крайне условный характер и никоим образом не ставили своей задачей отразить рыночную или какую-либо другую реальную оценку имущества в книгах по (см. сайт) экономике. Фактически на этом этапе предполагалось, что каждый из 150 млн. граждан России имеет формальное право на свою пропорциональную долю в тех фондах, которые предназначались для акционирования, т.е. фондах крупных предприятий, за вычетом той части, которая закреплялась за государством.
- 25/12/2010 11:57 - Квартиру на сутки
- 25/12/2010 11:53 - Где применяется полипропиленовая пленка
- 25/12/2010 11:50 - Проблема номер один
- 25/12/2010 11:44 - Подобрать офисную мебель
- 25/12/2010 11:39 - Кухня должна быть индивидуальной
- 24/12/2010 18:43 - Приятный ноутбук, и новый
- 24/12/2010 18:41 - В Израиль за здоровьем
- 24/12/2010 18:40 - Надежная обувь от demar
- 24/12/2010 18:37 - Генератор нужный агрегат, проверено!
- 24/12/2010 18:35 - Ставрополь
Вы здесь: Разное
Новое на сайте
- Менеджер по продажам: рост и обучение
- Начисление капремонта в новостройках Московской области
- Быстрое получение кредита
- Простой способ получить визу в Китай
- Онлайн или оффлайн обучение анлийскому
- Аренда склада для хранения важных вещей
- Выбор календаря на год
- Плакаты и постеры в жизни людей
- Создание герметичных соединений трубопровода
- Комфортный отдых на природе